Дело о заливе квартиры соседями сверху. Инцидент произошел из-за халатности бригады, проводившей ремонт. Во время демонтажа гипсовой кабины туалета обрушился ее потолок, в результате чего были повреждены трубы горячего и холодного водоснабжения. Ответственность владельца квартиры была застрахована, но получить причитающиеся выплаты оказалось не так просто. В кейсе мы расскажем о нюансах судебных разбирательств со страховыми компаниями и опровергнем основные заблуждения, связанные с СК. По итогам дела нам удалось получить полное страховое возмещение, а также положенные по закону компенсации и штрафы.
Гражданское дело № 2-3973/16 рассматривалось в Басманном районном суде города Москвы председательствующим судьей Васиным А.А.
Ремонт – мероприятие шумное и доставляющее дискомфорт. Особенно если работы ведутся соседями сверху, да еще и в панельном доме, где звукоизоляция традиционно оставляет желать лучшего. Наша клиентка Елена Викторовна с нетерпением ожидала окончания ремонта в верхней квартире. Соседи взялись за дело основательно: затеяли не просто обновление интерьера, а полную перепланировку. Конечно, ремонт делали не сами, а обратились в специализированную компанию. Но оказалось, что даже профессионалы совершают досадные ошибки.
15 октября 2015 года Елена Викторовна пришла домой и обнаружила, что вся квартира залита водой. На потолке растрескалась штукатурка и отслоилась краска, обои отошли от стен. Поднявшись к соседям, женщина узнала, что во время ремонта обрушился потолок гипсовой кабины санузла. Крупные обломки упали на инженерные коммуникации и серьезно повредили трубы горячего и холодного водоснабжения. Работникам не сразу удалось добраться до перекрывающих кранов, и потоп распространился по всей площади. Поскольку напольные покрытия были сняты, вода очень быстро прошла сквозь перекрытия и закапала с потолка квартиры Елены Викторовны.
К счастью, собственник квартиры был прагматичным человеком. Он понимал, что в многоквартирном доме с изношенными коммуникациями может случиться всякое, и предусмотрительно застраховал свою гражданскую ответственность перед третьими лицами в ООО «Росгосстрах». Лимит по рискам составлял 250 000 рублей – этой суммы с лихвой должно было хватить на восстановительный ремонт. Но все оказалось не так просто.
В идеале страховая компания проводит экспертизу, оценивает причиненный ущерб и выплачивает компенсацию в течение 20 рабочих дней с момента обращения. К сожалению, в реальной жизни страховщики делают все, чтобы уговорить клиента на заключение договора, но при этом стараются по максимуму занизить выплаты или вовсе отказать в компенсации.
Елена Викторовна сделала все по правилам. Управляющая компания зафиксировала факт аварии и составила акт о заливе, а наша будущая клиентка оперативно собрала весь пакет документов и 2 ноября 2015 года обратилась в «Росгосстрах» за компенсацией. Но страховая компания не стала даже проводить экспертизу и оценивать ущерб. Поскольку в акте было указано, что виновником залива стала ремонтная бригада, страховщики решили переложить ответственность именно на нее.
Для человека без юридического образования аргументы звучали весьма убедительно. Договор был заключен с собственником квартиры, а ущерб нанесли работники строительной компании. Их ответственность не была застрахована, поэтому компенсация не положена. Получалось, что Елена Викторовна должна была обращаться за возмещением ущерба именно к бригаде ремонтников. Но женщина решила сначала проконсультироваться с юристами. В полной растерянности она обратилась к нашим специалистам.
Надо сказать, что представители СК умело пользуются предубеждениями и юридической неграмотностью клиентов. Зачастую страховщики включают в договор как правила страхования, так и исключения. Последние якобы расширяют перечень оснований освобождений от выплаты компенсации. Но если пункты договора противоречат действующему законодательству, они признаются недействительными. Именно поэтому подавляющее большинство дел к страховым компаниям выигрывают истцы. Главное – дойти до суда, а на это решаются далеко не все.
В случае Елены Викторовны СК попыталась переложить вину на подрядчика, проводившего ремонтные работы. На самом же деле ответственность за все, что происходит в квартире, лежит на собственнике. Поэтому у страховщика не было законных причин отказывать в выплате компенсации. Расчет был только на то, что женщина поверит компании на слово.
Эти аргументы убедили нашу клиентку в том, что у нее есть все шансы добиться возмещения ущерба. Для начала мы составили план действий:Мы обрисовали Елене Викторовне возможные сценарии развития событий, чтобы она могла определиться с форматом нашего сотрудничества. Женщина предпочла классический вариант – работу по предоплате с гарантией полного возврата денег в случае проигрыша.
Стоимость наших услуг составила 40 000 рублей (20 000 – предоплата, 5 000 – досудебное урегулирование, 15 000 – доплата). На проведение экспертизы ушло 12 500 рублей, на оформление нотариальной доверенности – 1 600 рублей.
Досудебный порядок урегулирования споров обязателен не для всех видов договорных отношений. Если речь идет о страховых компаниях, то письменная претензия подается при решении вопросов по ОСАГО, в остальных случаях можно сразу обращаться в суд. Но мы рекомендуем нашим клиентам не опускать этот этап. Если СК согласится выплатить компенсацию, мы сэкономим время. Если же компания никак не отреагирует или пришлет отказ, мы сможем потребовать штраф в суде. По закону «О защите прав потребителей» он составляет 50% от присужденной суммы.
Елена Викторовна согласилась с предложенным алгоритмом, и мы начали действовать. Независимая экспертиза оценила ущерб в 232 297,97 рублей, мы подали письменную претензию на эту сумму и стоимость услуг эксперта. Как и ожидалось, страховая компания на обращение никак не отреагировала. Мы обратились в суд.
В дополнение к стандартным требованиям мы решили запросить проценты за пользование чужими денежными средствами. Согласно действующему законодательству, уклонение от выплаты денежных средств приравнивается к кредитованию. Поскольку страховая компания отказалась выплачивать компенсацию в отведенные для этого сроки, имела место просрочка в 154 дня. Сумма накопившихся процентов составила 8088,87 рублей.
Для справки: Просрочка наступает через 21 рабочий день с момента подачи документов в страховую компанию Окончание просрочки датируется днем подачи искового заявления в суд. Для расчета суммы используется средняя ставка банковского процента по вкладам физлиц в регионе (в нашем случае – 8,14%).
С учетом этого аспекта исковые требования выглядели следующим образом:Благодаря доскональной подготовке и оперативным действиям наших юристов, нам удалось решить вопрос всего за одно заседание. Суд традиционно занизил стоимость юридических услуг и размер компенсации морального ущерба – вместо 40 000 и 50 000 рублей было присуждено 20 000 и 5000 рублей. Остальные требования были удовлетворены полностью. Наша клиентка осталась довольна таким результатом – смысла подавать апелляцию не было.
К сожалению, наш рекорд скорости был испорчен секретарем суда. В вынесенном решении была допущена ошибка – не указана компенсация морального ущерба. Поэтому нашим юристам пришлось подавать отдельное заявление об исправлении недочета и ждать, пока суд вынесет новое определение об исправлении ошибки. На это ушло 3,5 месяца.
Вторая проблема возникла при получении присужденных средств. «Росгосстрах» не торопился выплачивать деньги, поэтому нам пришлось снова обратиться в суд для получения исполнительного листа. С последним мы обратились в банк, обслуживающий страховую компанию, и наконец-то получили компенсацию и причитающиеся штрафы.
Стоит отметить, что этот момент также прописывается в нашем договоре. Некоторые юридические компании считают, что их миссия заканчивается в момент вынесения судебного решения. Наша задача заключается в том, чтобы клиент получил деньги. И мы работаем до тех пор, пока ответчик не перечислит средства на банковский счет истца.
Исковые требования | Просили | Взыскано | Примечание |
---|---|---|---|
Ущерб внутренней отделке | 232 297,97 руб. | 232 297,97 руб. | Взыскано полностью на основании результатов независимой экспертизы. |
Расходы на независимую экспертизу | 12 500 руб. | 12 500 руб. | Взыскано в полном объеме. |
Юридические услуги | 40 000 руб. | 20 000 руб. | Как правило, суды занижают расходы на услуги юриста, но не более чем на 50%. |
Расходы на нотариуса | 1 600 руб. | 1 600 руб. | Взыскано в полном объеме. |
Проценты за использование чужих денежных средств | 8088,87 руб. | 8088,87 руб. | Взыскано в полном объеме. |
Моральный вред | 50 000 руб. | 5 000 руб. | К сожалению, пока не приходится рассчитывать на получение морального ущерба в полном размере. Сумма остается на усмотрение суда. |
Штраф по закону «О защите прав потребителей» | 50% от взысканной суммы | 144 743,42 руб. | Взыскано в полном объеме. |